Семена собранные в Тянь-Шане

17.07.04 Прилетели в Бишкек точно по расписанию, длинная очередь для проверки паспортов, видно сказывается азиатская медлительность, таможенный досмотр как таковой почти отсутствовал, Женя вообще с невозмутимым видом прошел мимо досмотра, мы с Лелей поступили как порядочные граждане.
Киргизия нас встретила немного пасмурной погодой и отсутствием жары, над горами нависали недружелюбные тучи, но пока мы в Бишкеке и никто не хочет думать о плохом. Ужин нас ожидал в теплой домашней атмосфере у давних друзей Жени. С этого вечера начато мое знакомство с восточной кухней. На ночь нам выделили двухкомнатную квартиру в центре Бишкека.

18.07.04            Подъем рано утром и путешествие к нашим радушным хозяевам на ритуальный завтрак. Завтрак по объему заменил нам обед, познакомились с национальным блюдом Лагман, а также поели вкуснейшие домашние самсы. К двенадцати часам у нас была назначена встреча в офисе фирмы, с которой мы договорились из Москвы по интернету о машине. Машину фирма нам предоставить не смогла, но нашла шофера который отвезет нас сначала в Ала-Арчу, а потом будет путешествовать с нами по просторам Кыргызстана. В 15:00 выехали в сторону национального заповедника Ала-Арча, на территории которого расположен альплагерь под одноименным названием. Здесь мы планируем пройти акклиматизацию, а также начать знакомство с местной флорой.
Горы нас встретили редкими тучками, но в альплагере нам сказали, что дожди идут уже 10 дней. В лагере есть две гостиницы одна новая и крутая, вторая оставшаяся еще с советских времен значительно попроще и подешевле ,вот в ней мы и остановились. Сбросив вещи, решили сходить немого прогуляться, а тучи в это время решили поприветствовать нас небольшим дождем. На этом наши прогулки в этот день и закончились.

19.07.04       Проснулись в 7:00, но так как за окном было хмуро, проспали еще пару часов. При приготовлении завтрака выяснилось, что газовые баллоны, купленные в Бишкеке не подошли к моей газовой горелке, пришлось идти в мокрый лес за дровами и готовить завтрак на костре. Часам к двум погода немного прояснилась, и мы решили прогуляться в сторону горы Адегине. По дороге нашли кафешку в которой договорились об ужине. Необходимо заметить, что Ала-Арча нынче национальный парк, так что природа здесь сохранена хоть и не в лучшем виде, но лучше чем в открытых для хозяйственной деятельности местах Киргизии. Так же здесь находится дача Аскара Акаева, нынешнего президента страны, так что с окружающей местностью все замечательно. Вдоль проезжей части в большом количестве встречается Tulipa Tianshanica, Aconitum exelsum, Pulsatilla campanella, а вдоль ручьев и в заболоченных низинах растет Rhodiola semenovii и Dactylorhiza sp. Dactylorhiza sp. Rhodiola semenovii В начале тропы встречаем заросли аконита, далее тропа уходит резко вверх и растительность немного меняется. На тропе вдоль ручья встретили Cortusa turkestanica и Aquilegia atrovinosa. К сожалению, вскоре дорогу нам преградила река, т.к. мост был смыт весенним паводком, мы решили обойти узкое место по довольно крутому склону, но нашу попытку прервал вездесущий дождь. Больше никуда сходить погулять в этот день не удалось, так что мы посчитали его пропавшим.

Cortusa turkestanica Aquilegia atrovinosa Aconitum sp

20.07.04 Встали в 7 часов, погода вроде начинает налаживаться, решаем сходить вдоль ручья Ак-сай докуда сможем дойти. Уже через пару часов опять пошел дождь и Леля, которая чувствовала себя не лучшим образом от местной еды и холода, решила идти обратно, а мы с Женей продолжили путь. Уже минут через 15 опять выглянуло солнышко, а вдалеке показался прекрасный водопад.Евгений Тарасов в работе. Среди поросших травой склонов обильно встречается Trollius dzhungaricus, Primula algida, Papaver croceum. Где-то на высоте 2600 закончился редкий лес из арчовника, жимолостей и ив, и началась местность более интересующая нас с точки зрения растительности. Нашим восторгам не было предела, через каждые 10 метров мы находили ботаническую редкость, Женя ползал с фотоаппаратом, Dryadanthe tetrandra и Thylacospermum caespitosum Pyrethrum leontopodium а я в это время пыталась запомнить названия увиденных растений типа Thylacospermum caespitosum или Dryadanthe tetrandra, и собрать семена с понравившихся экземпляров. Очень быстро удалось найти Paraquilegia caespitosa, к сожалению, она уже отцвела, а семена еще не созрели. Чуть выше увидели Тянь-Шанское чудо - Pyrethrum leontopodium, и рядышком waldhemia tridactilis.
К 17:30 мы поднялись на высоту 3300м. с высоты 2160м. и дошли до "стоянки Рацека", откуда альпинисты начинают восхождения. Обратная дорога заняла 2,5 часа, были в альплагере в 20:00. К несчастью, ужин, заказанный еще вчера, был уже продан, т.к. мы опоздали на час, но Лёля мужественно вытребовала хоть какой-то еды для нас, в итоге мы ели очень вкусную смесь из шурпы и сваренных в ней макарон, было очень вкусно или мы так сильно проголодались.

21.07.04            Встали в восемь часов, пока раскачались и приготовили завтрак стало уже 10. Решили идти туда же, где были вчера, только попытаться подняться еще выше. Самочувствие у всех нормальное, так что до конца зоны леса дошли за три часа. Восторженные охи да ахи продолжались и сегодня, Лёля копала все что под руку попадется, даже нашла хороший кустик парааквилегии растущий не в трещине и подходящий для выкопки. Ligularia macrophylla ??? Gentiana karelinii Ястребинка sp Astragalus beketovii

Ligularia alpigena Rhodiola coccinea Allium oreophilum Allium polyphyllum f. alba Allium polyphyllum

На ледниковой морене были найдены неземной красоты подушки Thylacospermum caespitosum, waldhemia tridactilis, Smelovskia calicina и Pyrethrum leontopodium, а также  Waldheimia tridactylites Waldheimia tomentosaна сей раз цветущая Saussurea gnaphalodesпро которую вчера Женя сказал - "Смотреть есть, понимать нету".
Выше стоянки Рацека нашли полянку Waldheimia tomentosa, а также шикарный вид на ледник. Спускались в лагерь уже почти в темноте, а Лёля отставшая от нас на 20 минут хода уже в полной темноте. Решили на такие дальние выходы всегда с собой брать фонарики. По приходу нас ожидал ужин из мясной поджарки с картошкой, как хорошо, что об этом мы позаботились с утра.

22.07.04       Хоть и хотели встать сегодня рано, но после вчерашнего марш-броска сил ни у кого не было. Вылезли из комнат только в 9 часов, от лености заказали завтрак, ели как белые люди в столовой - яичницу. Долина реки Ала-Арча
Сегодня решено никуда далеко не ходить, поэтому пошли вверх по р. Ала-Арча, вскоре были найдены поляны Pulsatilla campanella, Trollius dzhungaricus, удалось найти семена Aquilegia atrovinosa, а также наконец-то увидеть цветущий княжик.
Лёля и Женя Погуляв, поев земляники и собрав семена, в 16 часов вернулись в альплагерь, где нас уже ждал обед. В 18 часов, как и договорились с шофером, он приехал за нами к гостинице.
К сведению, за дни проведенные в Ала-Арче, я увидела англичан больше, чем за тоже время на улицах Москвы. Как мы выяснили, в Англии очень популярна Киргизия, и молва о ней передается из уст в уста. По приезду в Бишкек помывшись и приведя себя в порядок, мы отправились на поиск интернет-кафе, с целью скинуть фотографии с флешек на компакт диск. В первом кафе кроме интернета никаких услуг не оказывали, во втором нам повезло больше, фотки мы скинули, но вот с интернетом не вышло, были какие-то проблемы с провайдером, но и на том спасибо. Прямо рядом с интернетом нашлось кафе с едой, где мы с удовольствием и потрапезничали китайской кухней. Поздно вечером вернувшись на квартиру, занялись упаковкой добытого богатства в холодильник и сборами к следующей части путешествия.

23.07.04 Подъем в 7:00, быстрый завтрак и сборы, в 8 часов у подъезда нас уже ждет машина. Закупив продукты к 9:00 подъезжаем к офису фирмы организовавшей нам машину микроавтобус мерседес или коротко "Бас", обо всем договариваемся и отправляемся в путь. По дороге заехали на рынок и закупили овощей, арбузов и дынь. Все-таки хорошо путешествовать по Азии. На улице жара и нам не терпится поскорее подняться в горы, но тут наш путь преграждает гаишник, и пока наш шофер пытается с ним договаривается, решаем сходить пообедать в придорожное кафе. Как выясняется, микроавтобусам запрещен въезд на интересующий нас перевал без особого разрешения и с нас требуют 1000 сом (700руб.) за проезд. Пока обедали шофер бегал и пытался договориться, когда мы уже сдаемся и решаем ехать обратно, гаишник соглашается на 600 сом и мы едем дальше.
Трасса, по которой мы подвигаемся, соединяет два основных города Киргизии Бишкек и Ош, дорога платная с нашего микроавтобуса взяли 70 сом, но дорога того стоит. По узкому ущелью поднимаемся на перевал Тюз-Ашу, наверху сквозь породу пробит 3-х километровый туннель, вывеска над которым гласит "Кусеин Колбаль Атыданты туннель". Проехав его, останавливаемся для разведки перевала. Вначале мы исследовали правый склон от дороги, он порос зарослями Гераний Geranium_spи цветущего Trollius dzhungaricus, только здесь, в отличии от Ала-Арчи, он еще цветет. но вскоре наши изыскания прервал дождь. Через полчаса дождь кончился, и мы побрели по мокрой траве на противоположный склон, благо растительность там была немного пониже, и это оставляло шансы остаться нам сухими. Наверху почти под самым перевалом мы нашли Corydalis gortschakovii встретили цветущую Primula algida и Primula turkestanica.

Primula algida  Primula turkestanica
Уже отчаявшись найти что-нибудь более ценное, я замечаю вверху на скалах Paraquilegia grandiflora в цветах, а уже на спуске под ногами находим Waldheimia tomentosa и мы с Лелей начинаем жадно откапывать маленькие кустики этого чуда. Так что можно сказать, ехали мы сюда не зря.
В очередной раз накрапывает дождь, и мы спускаемся в долину Суусамыра. Долина Суусамыра. Около семи начинаем искать место для ночевки, вскоре оно находится на живописном берегу реки, деревья правда отсутствуют, зато все берега поросли аконитами. К ужину поднасобирали грибов, так что стоянка, можно сказать, удалась. Правда ночью, вскоре, после того как мы легли, разразилась хорошая гроза. Палатка молодец - все выдержала.