Семена собранные в Тянь-Шане
В начало путешествия

24.07.04 Ранний подъем нам с каждым разом удается все реже, встали в 10 часов, неспешно приготовили завтрак, собрали лагерь и в 12 часов выехали в сторону перевала Отмек. Перевал нас встретил сильным ветром и нагромождением туч. Первым делом решили сходить на ближайшее плато, накрапывающий дождик не испугал нас и мы пошли наверх.
Ranunculus_sp - Неизвестный тим лютика Виола Тянь-Шаньская. allium_sp В начале пути нас встретила желтая полянка лютиков, замечено было три декоративных вида, один кустик был почти махровым. Это плато вообще характеризовало наличие двух основных цветов желтого и немного синего, последний был представлен Вилой Тянь-Шаньской. Уже на подъеме нас настиг настоящий дождь, превратившийся на вершине плато в мокрый снег. На верху были обнаружены заросли низких тюльпанов, растущих в мелкой гальке. Побродив по плато под дождем и снегом, ничего не найдя вдающегося и изрядно замерзнув, мы спускаемся к машине. После окончания осадков решаем быстренько сходить к ближайшим скалам, образованным небельшим ущельем, там, на левом склоне, нас ожидает в большом Перевал Отмек Pyrethrum leontopodium количестве Тянь-Шаньское чудо - Pyrethrum leontopodium, из-за чего некоторые участки скал как будто-то бы сияют снежными шапочками. Противоположный склон ущелья не принес новых видов растений, зато принес очередную тучку с дождем, уже на подходах к машине дождь кончился и мы наблюдади двойную радугу.
Встали на ночевку почти на перевале Алабель, температура ночью была около 7 градусов.

25.07.04 Встав с утра пораньше и быстренько позавтракав, доезжаем до самого перевала Алабель. Наш шофер Вагиф решает подвезти нас по бездорожью вверх по склону, так далеко, как сможет проехать машина.
Ближайшие склоны сложены из нескольких горных пород, встречается известняк и вулканические отложения, идущие слоями. На нижней осыпи встречается Rheum retikulatum, низкорослые аконит и дельфиниум, различные луки, в т.ч. пятисантиметровый Allium polyphyllum На известняке была обнаружена горечавка Lomatogonium carinthiacum. На каменистых осыпях встречаются полянки тюльпанов, выше на подвижных осыпях растет Corydalis fedtschenkoi, о которой мы были наслышаны от Жени с самого начала поездки, так как на ней кормятся бабочки Parnassius, давнейшая страсть Жени. На вершине нашли Potentilla sp. и заросли Dryadanthe tetrandra.
Перевал Алабель Змееголовник Rheum reticulatum Corydalis fedtschenkoi lomatogonium Пиретрум stellaria Swertia variabilis
Спустившись вниз узнаем, что при проезде по пересеченке, у нашей машины сломалась вторая и третья передачи, итого у нас остались только первая и четвертая. Понятно, что на такой машине дальнейшая езда противопоказана, и после долгих дебатов решаем возвращаться в Бишкек.
Дорога до Бишкека заняла у нас восемь часов, т.к. осложнялась выяснением отношений с гаишниками, каждый из которых считал нужным стрясти с нас мзду, в добавок мы подтвердили поверье, что все неприятности случаются в один день, на спуске с перевала у нас пробило колесо ... В итоге у нашего шофера, на подъездах к Бишкеку, в кармане осталось3 сома, да и настроение у всех нас было не лучшее. Так как приехали мы в Бишкек уже ближе к полуночи, то остановились на ночь в доме у Вагифа, нашего шофера, нас накормили замечательным ужином и в тепле уложили спать, а к 9 часам утра машина уже была отремонтирована.

26.07.04 Вставали растянуто во времени, с 8 до 9 часов. Я встала самая последняя. На завтрак была вкуснейшая яичница с помидорами и луком. Во время завтрака выяснилось, что у Лёли заболел зуб, так что перед отъездом в горы нам надо заехать в стоматологию. Врач сказал, что пациент скорее жив, чем мертв и зуб от этих слов сам собой постепенно прошел. В Бишкеке зашли в уже знакомый нам магазин за вкуснейшими булочками, а по дороге к Иссык-Кулю докупили помидор, яблок, груш и дынь, а на Иссык-Куле прикупили ведро абрикос за 40 сом. От берега Иссык-Куля наш путь лежал в сторону перевала Долон, дорога длинная, но интересная, окружающие пейзажи напоминаю марсианские хроники, да и растительность им под стать. В этот день мы остановились поздновато, уже начинало смеркаться, на берегу живописнейшей речушки, вокруг горы сложенные из песчаника - лепота. По дороге проезжали участок почти пустыни, в которой встречалась скудная и в большинстве неизвестная нам растительность, из определенных нами до рода были большие кусты клематиса и торчащие как фаллические символы одинокие горноколосники. Проезжали мимо и красивейшее водохранилище, выглядевшее как оазис в пустыне манящее искупаться, но никто в этом меня не поддержал.

Горноколосник Эфедра

27.07.04 Позавтракав и собрав свои вещи, решаю быстренько сбегать на ближайшую горку, договариваемся, что если нахожу что-нибудь интересненькое, то начинаю махать руками как пингвин, хотя обычно это привилегия Лёли. Обнаружив невиданный ранее Кодонопсисс и проломник, машу ребятам. В результате на данном косогоре обнаружены новый интересный лучок и цветущие кочки-колючки Акантолимонов.
Акантолимон Проломник Полынь Сodonopsis_sp Сodonopsis_sp Розулярия Горечавка Тянь-Шаньская
К счастью находим и пару кочек с единичными семенами, вволю наскакавшись спускаемся вниз к машине и продолжаем путь к перевалу Долон. Короткая остановка на самом перевале показывает отсутствие чего-либо интересного, поэтому решаем спуститься немного вниз за перевал. В итоге встали метров на 300 ниже перевала по вертикали, на берегу журчащего ручья. На близлежащих склонах росли голубые Codonopsis clematidea, луки, прострелы, цвела розовая скабиоза и рос в изобилии Androsace akbaitalensis.
Гвоздика Перевал Долон Кодонопсис клематисовидный Скабиоза
Вдоволь погуляв по склонам, напоминающим степные луга и изрядно загорев, спускаемся к машине. Жара и солнце подогревают в нас желание искупаться, на купание решаемся я и Женя, вода замечательная, ничего не сводит от холода, хоть высота и 3000м. На лужайке, под журчание воды обедаем и съедаем арбуз с дыней. Впереди у нас длинная дорога вниз к Иссык-Кулю мимо пустынных ландшафтов.
По дороге несколько раз останавливаемся и в награду находим Акантолимоны с семенами, но наличие на них большого количества колючек и взявшиеся непонятно откуда комары, вскоре охлаждают наш семенносборческий пыл, и мы едем дальше. Перовския
Сделали остановку и ради фотографии перовскии. Уже проезжая мимо Иссык-Куля становится совершенно темно, подъехать поближе к озеру нам не удается, так что в очередной раз прощаемся с озером, так и не окунув в него ножки.
Южный берег озера представляет собой полупустынные пейзажи, да полузаброшенные обшарпанные деревеньки. Дорога тоже в плохом состоянии: дорожные знаки отсутствуют, указатели названий многих населенных пунктов тоже, в темноте боимся проехать мимо нужного поворота, так что постоянно спрашиваем у местных, где мы в данный момент находимся. Поворот мы все же проскочили, но вовремя это понимаем, так что сделали крюк всего на пару километров.
Дорога в сторону перевала Барскоон грунтовая, но отличного качества, т.к. ведет к золотому прииску разрабатываемому канадцами и содержится на средства этого предприятия. Вся дорога увешана знаками, причем на двух языках русском и английском, вот вам и глубинка. Сразу после поворота с Иссык-Куля начинаем искать место для ночевки, проехав около 8 км. находим полянку на берегу реки, так как уже почти глубокая ночь, холодно и все изрядно устали готовим ужин прямо в машине.