Семена собранные в Тянь-Шане
В начало путешествия

28.07.04 Встали около восьми часов, несмотря на то что в 5 метрах от палатки гремел нешуточный порог, все спали как убитые. После завтрака дружною толпой отправляемся в лес за грибами, основным грибником оказался Вагиф, основные найденные грибы - рыжики, шампиньоны и сыроежки.
Берега реки поросли двумя видами ириса: высоким растущим некрупными куртинами и низким Iris loczyi произрастающем прямо на берегу реки, образуя почти сплошной ковер.
Около 10 часов выезжаем в сторону перевала Басркоон. После часа езды начинается непосредственно сам подъем на перевал, сегодня нам предстоит подняться почти на самую высокую точку нашего маршрута. Подъем петляет серпантином, каждый поворот дороги отмечен номером, останавливаемся на 24 витке для разведки местности, и тут же у дороги обнаруживаем Hegemone lilacina, а также неизвестное растение с желтыми шариками соцветий.
Пока мы гуляли по склону, нашему шоферу смотрители дороги сделали замечание, так как на подъеме остановка транспорта запрещена из-за возможных сходов лавин и оползней, так что быстренько залезаем в наш бас и едем дальше.
Перевал нас встречает переменной облачностью, но пока без осадков и на том спасибо. Сразу же на склоне обнаруживаем поляны очень симпатичных Oxytropis и Leontopodium nanum, многие камни поросли Dryadanthe tetrandra как мхом. Местами встречаются Saxifraga hirculus и реже Saxifraga oppositifolia. Чуть выше обнаруживаем заросли Waldheimia tomentosa и Saussurea leucophylla, нашим восторгам нет предела.
Перевал Барскаон Перевал Барскаон Callianthemum alatavicum Saxifraga oppositifolia Gentiana algida Gentiana tianshanica Oxytropis chionobia Aster vvedenskii Eritrichum tianschanicum Saussurea gnaphalodes Waldheimia tridactylites
Полазив по склонам около часа возвращаемся назад, и обнаруживаем полянку Gentiana algida и Gentiana tianshanica, их совместное произрастание выглядит как продуманная задумка дизайнеров, настолько красиво сочетание белого и кристально-синего. Насколько было красиво под ногами, настолько и тревожно было над головой, глядя на хмурящееся небо, едва успеваем добежать до машины, как начинается небольшой снегопад. Но для нас в разгар лета, это неприятное явление. Просидев в машине около часа перекусив и переждав ненастье, выползаем для очередной прогулки по соседнему склону, он оказывается значительно беднее в плане разнообразия растительности, хотя и выглядит более зеленым. Так как перевал находится на высоте 3800м., ночевать здесь нам совсем не хочется, и мы возвращаемся вниз к самому началу подъема. Здесь расположен пропускной пункт местной охраны природы. Вот только что и от кого они охраняют, для нас осталось загадкой, так как местные "охранники", как выяснилось, даже не знают, что они должны охранять, а точнее знают только названия Аконит и Золотой Корень. Но в данной местности промышленные заготовки этих растений совершенно невозможны, т.к. найти даже единичные экземпляры представляется проблематичным. Местные детишки проявляют нездоровый интерес к нашим вещам, и всем своим видом просят подарков, благо у нас имеется в запасе не истраченные пакетики сока Зуко, ими и откупаемся.

29.07.04 Решаем сегодня оставить палатку со спальниками в лагере, а самим подниматься вверх на машине, до тех пор, пока машина сможет ехать. Вчера, местные сказали, что прошедшими дождями здорово размыло дорогу на пер. "Суёк" (4028м.), но мы все же решаем туда ехать.
Дорога до перевала Барскоон нам уже как родная, без остановки едем дальше по сыртам. Перед самым подъемом к перевалу, дорогу нам преграждает первая промоина, оставляем машину и дальше идем пешком. На осыпях вдоль дороги скудная растительность, встречается в основном Saxifraga hirculus и какие-то крупки, на самом перевале такая же грустная картина, только спустившись немного вниз, с другой стороны перевала находим симпатичную сюсирею, похожую на качан капусты, да заросли подушек саксифраг с леонтоподиумами.
Перевал Суёк Saxifraga flagellaris saussurea_sp Leontopodium fedtschenkoanum
Поняв, что на высоте 4000м. в Тянь-Шане ничего нового и интересного не растет, решаем идти обратно. Но тут Женя обращает наше внимание вниз на склон, оказывается наш панк-шофер, пробирается к нам на своем басе по крутому склону. Как выяснилось, Вагиф чтобы не скучать, в одиночестве взял лопату в руки и засыпал встречающиеся по дороге промоины. Как всегда его крылатая фраза - "Чего не сделаешь ради науки" сэкономила нам немного времени.
Возвращаемся обратно к началу нашего пешего старта и решаем обследовать возвышенности слева от дороги. Под ногами попадаются замечательные формы одуванчиков розового и бело-желтого тонов, но наша цель найти Aconitum rotundifolium, еще одно Тянь-Шанское чудо. В мелкой каменистой осыпи встречаются симпатичные кустики Callianthemum alatavicum пригодные для транспортировки, Saussurea gnaphalodes, и другой мелкой растительности, но вот звучит победный крик Лёли о том, что наша цель найдена.
Розовый одуванчик Aconitum excelsum Неизвестный лютик??
К сожалению, наша радость была омрачена набежавшей тучей из которой посыпал жесткий снег, наспех сделав фотографии бежим обратно к машине, и все же наши руки успевают промерзнуть до костей, так что их приходится потом растирать, так холодно нам еще не было. Данной прогулки нам на сегодня хватает, и мы возвращаемся обратно к нашей палатке.
За время нашего отсутствия случилась небольшая неприятность, сильный ветер завалил часть стоек, которые не были основательно укреплены камнями, и прошедшим дождем палатку залило. Благо все спальники перед отъездом были предусмотрительно скатаны, так что серьезных потерь мы не понесли.
Вечером на огонек к нам заходит местный "сторож" и долго не может поверить что мы не нальем ему выпить, через полтора часа он в это поверил и удалился, похоже немного расстроенный, правда окрыленный рассказами Жени о Тибете и Гималаях и о том, что жителям Киргизии не так плохо живется, как жителям Непала.

30.07.04 Сегодня у нас последний ботанический день в горах, решаем напоследок еще раз тщательно изучить перевал Барскоон, собрать семена, а также копнуть понравившиеся растения. Более тщательнейшее обследование осыпей показывает наличие сеянцев сюсирей, так что у нас есть надежда привезти ее в Москву. Так как нами не был обследован подъем на перевал, а по сведениям наших предшественников здесь должна водиться Paraquilegia grandiflora, на спуске находим разрешенное место для стоянки, и обследуем близлежащие скалы. Парааквилегия находится сразу же, причем в изрядном количестве, вот только с несозревшими семенами. Травянистые склоны поросли прострелами, виолами, встречаются семянняки тюльпанов.
Перевал Сары-Мойнок Saussurea leucophylla
Полностью удовлетворив свой ботанический зуд, прощаемся с горами и начинаем движение вниз в сторону Иссык-Куля. Так как сегодняшний день в виду повышенной активности прошел без обеда, наши желудки очень просят кушать, и тут видим в стороне от дороги две юрты и большое количество народу, Женя предлагает остановиться и разведать обстановку, авось накормят. Высоко в деревьях виднеется очень красивый водопад и как выясняется, отдыхающие на Иссык-Куле ездят сюда на пикники и экскурсии. В данный момент здесь расположилась компания из Казахстана, а наша просьба продать нам немного еды вызвала предложение присоединиться к их трапезе, от чего мы естественно не отказались, поев шурпы и шашлычка из свежайшего барашка. Едем дальше и ищем место для последней полевой ночевки, как выясняется местечко, где мы ночевали пару дней назад, является самым приемлемым и мы останавливаемся там на очередную ночевку.

31.07.04 Ранний подъем, нам удается с трудом, общая расслабленность выливается в долгое приготовление завтрака и продолжительные сборы, всегда грустно покидать места, которые покорили тебя своей красотой. Но нам пора домой. Местечко под названием
Сегодня по плану посещение местной достопримечательности Джеты Огуз (Семь быков), купание в Иссык-Куле и дегустация местной черешни. Все пункты были добросовестно выполнены и в 19 часов, как было оговорено заблаговременно, мы прибываем в Бишкек. Ну, вот в принципе и все, на сегодня намечен банный вечер и подготовка добытого добра к завтрашнему перелету и проходу таможни. В честь окончания экспедиции торжественно за ужином распили бутылочку шампанского.

01.08.04 Встали в девять часов, в каком-то непонятном настроении, вроде хорошо что все хорошо закончилось, и все же жаль что все закончилось. Всю первую половину дня разбирали собранное богатство и готовили его к транспортировке, все это сопровождалось второй бутылочкой шампанского и обменом опыта упаковки. Перед аэропортом галопом заезжаем на Ошский базар за сувенирами и фруктами и мчимся в аэропорт. Переживания насчет таможни оказались напрасными, всем наплевать, что вы везете, тем более что нас приняли за альпинистов, а мы эти утверждения не опровергали, на вопросы "Альпинисты?","Ходили в горы?", "Вам понравилось?" - отвечали утвердительно и с широко распахнутыми глазами от немого обожания таможенника. Почти точно по расписанию мы покидаем Бишкек и очень надеемся, что мы сюда еще вернемся, ведь все хорошее имеет тенденцию повторяться.